Операционные системы и программное обеспечение на платформе zSeries

       

Сервисы для разработки и поддержки приложений


В состав базового программного обеспечения z/OS входят компиляторы множества высокоуровневых языков программирования (HLL, High Level Languages), включая C, C++, COBOL, Fortran и PL/1, а также два редактора связей для получения загрузочного кода приложений (Linkage Editor и Binder). У разработчиков есть возможность производить компиляцию и редактирование связей как в пакетном, так и в интерактивном режиме, используя интерфейс TSO/ISPF или UNIX shell. В то же время на рынке существуют внешние продукты, позволяющие разрабатывать приложения для z/OS на рабочих станциях с использованием визуального графического интерфейса (например, IBM Visual Age).

Важнейшим базовым элементом, обеспечивающим поддержку универсальной среды выполнения программ, созданных на различных языках программирования, является так называемая языковая среда LE (Language Environment). LE включает единые для всех HLL приложений средства управления запуском и завершением программ, формирования сообщений времени выполнения, распределения памяти, а также обеспечивает универсальный программный интерфейс для взаимодействия "разноязыких" приложений. Кроме того, LE содержит набор общих статических и динамических библиотек, используемых различными HLL-приложениями, а также специфические библиотеки для каждого HLL.

Для разработки быстродействующих и экономичных приложений для платформы zSeries поддерживается высокоуровневый ассемблер HLASM (High Level Assembler), включающий компилятор, макросредства и необходимые библиотеки. Дополнительные инструментальные средства разработки ассемблерных программ, расширяющие возможности HLASM, поставляются вместе с опциональным компонентом HLASM Toolkit. Отметим, что HLASM является неэксклюзивным элементом z/OS, поскольку используется в составе других операционных систем (z/VM, VSE)

Для разработчиков C/C++ приложений z/OS поддерживает специальную среду разработки, включающую компилятор C, компилятор C++, библиотеки классов, набор утилит и средства отладки. Библиотеки классов C++ представлены базовым элементом C++ IBM Open Class Library.
Остальные возможности реализованы с помощью опционального элемента C/C++ with Debug Tool ( с модификацией, не содержащей средств отладки C/C++ without Debug Tool). Все средства разработки C/C++ приложений ориентированы на использование библиотек и сервисов языковой среды Language Environment.

Для создания и использования графических приложений в составе z/OS присутствует базовый элемент, называемый менеджером отображения графических данных GDDM (Graphical Data Display Manager). GDDM представляет собой мощный набор API-функций для создания, отображения и хранения векторных и растровых изображений и шрифтов. GDDM поддерживает вывод на различные графические устройства, включая дисплейные терминалы, принтеры, плоттеры, и содержит соответствующий набор драйверов и служебных утилит. Расширенные возможности по работе с графикой представлены опциональными компонентами GDDM-PGF2 (Presentation Graphics Feature) и GDDM-REXX2.

Более подробно средства разработки приложений будут рассмотрены в п. 5.1.8.


Содержание раздела